Методическая разработка мероприятия в рамках Государственной программы «Доступная среда» для дополнительного образования в области спорта.
Государственная программа «Доступная среда» разработана в соответствии с Посланием Президента России Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года, поручениями Президента Российской Федерации от 15.11.2009 г. №Пр-3035 и Правительства Российской Федерации от 18.11.2009 г. №ВП-П13-6734.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов (2006 г.), к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. При этом Конвенция констатирует, что инвалидность — это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Исходя из всего этого мы предлагаем называть таких людей не инвалидами, не людьми с ограниченными возможностями, а, просто — «особенные». В нашей статье речь пойдет об особенных детях.
Реабилитация особенных детей включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии; протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию особенных детей, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию особенных детей, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, адаптации в спорте.
Цель физкультуры и спорта — развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для особенного ребенка.
Роль физкультуры и спорта в жизни таких детей состоит в следующем:
- терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом — естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации;
- психологическое значение спорта как отдыха: рассмотрение спортивного мероприятия как мышечную борьбу за восстановление силы, как источник радости;
- социальное значение физкультуры и спорта — средство социализации особенных детей, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром
На сегодняшний день при достаточно сложном финансировании муниципальных спортивных школ данная программа не остановлена. Хотелось бы рассказать о разработках в данной области на примере муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №1» города Таганрога. Школа работает по данной программе второй год, активно сотрудничает с организациями инвалидов и планирует открытие специализированных отделений для особенных детей по программам спортивной подготовки в рамках оказания муниципальных услуг на бесплатной основе.
Школа проводит спортивно–массовые мероприятия, мероприятия в рамках воспитательной работы с непосредственным участием особенных детей. Глядя впервые на особенного ребенка, порой невозможно предположить, как он может тебя удивить. Насколько такие ребята могут быть пластичны, гибки, музыкальны, ритмичны, а главное, с каким упорством подходят они к своим увлечениям. Конечно же, всех этих успехов не было бы без титанического труда педагогов, психологов, логопедов, дефектологов и многих других специалистов, помогающих детям с ОВЗ раскрыть себя. Основная работа- это работа с родителями, принять, понять своего необычного ребенка и приложить все усилия для его максимальной социализации, вот главная их задача. Родители не всегда способны ПРИНЯТЬ новость об особенностях своего малыша, и замыкаются в себе. Чтобы родители особенных детей чувствовали, что они равноправны в этом обществе, что им нечего стесняться, и, они также могут гордиться достижениями своих детей в школе ежегодно разрабатываются специальные мероприятия в рамках воспитательной работы и программы «Доступная среда».
Одним из таких мероприятий в рамках программы «Доступная среда» стал фестиваль «Солнечный дождь». Обучающиеся в школе юные спортсмены показали, какие виды спорта доступны для детей с ограниченными возможностями. Мир един для всех, мы разные, но мы живем на одной планете.
Одно из правил проведения таких мероприятий – это равноправие и партнерство, как среди ведущих, так и среди выступающих всегда должны быть наряду с обычными детьми дети особенные.
Необходимо учитывать двигательные и психо-эмоциональные особенности детей и составлять конкурсы только на добровольной основе, так, чтобы дети обычные могли находится среди детей особенных и привлекать их своим примером.
Древний философ Сократ сказал: «В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить». Спорт является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, даёт возможность «светить», светить не только обычным детям, но особенным детям.
В последнее время паралимпийский спорт стал очень популярен, российские паралимпийцы имеют достаточно высокие достижения. Мы призываем всех наших коллег из спортивных школ принять активное участие в работе по таким программам. Давайте всем миром поможем нашим особым деткам войти в этот мир на равных правах, приносить помощь людям и быть активными участниками социальной жизни.
Инструктор-методист Колесникова О.В.
Инструктор методист Валькова О.Е.
Ведущая: Здравствуйте, здравствуйте ВСЕ!!!!
Ведущий: Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки!!! А также их родители!!!
Ведущая: Сегодня мы приветствуем всех на нашем фестивале!
ВМЕСТЕ: СОЛНЕЧНЫЙ ДОЖДЬ!!!
Ведущий: А знаете ли вы, друзья мои, почему наш фестиваль называется именно « Солнечный Дождь»!??? А родители!!???
Ведущая: Давайте я вам расскажу!!! Сегодня нас собрали вместе сразу два праздника!!!! Эти праздники не так знамениты как Новый год или 8 марта, но очень значимы и важны для всех нас!!!
Ведущий: 21 марта отмечается международный день человека с синдромом Дауна.
Ведущая: А 2 апреля – Всемирный день информации об Аутизме.
Ведущий: Ребенок с аутизмом или синдромом Дауна — тяжелое испытание для родителей, но особые детки не перестают быть любимыми!
Ведущая: Синдром Дауна и Аутизм — звучит страшно, но нужно не плохое слушать, а искать полезную информацию и слушать именно ее. Главное- любить своего ребенка!!!!!
Ведущий: А кто же такие эти дети солнца и дети дождя!!!??
Ведущая: Дети дождя. Это дети-аутисты .Такое название они получили после выхода фильма «Человек дождя». Дождь как символ особенности. Их глаза направлены внутрь себя, и видят они этот мир по-своему.
Ведущий: Дети Солнца – малыши с синдромом Дауна. Они совсем другие — не умеют лгать, ненавидеть, желать зла, искренны в своих эмоциях. Солнце символизирует их доброту, душевную чистоту т открытость . От их улыбки светлеет все вокруг.
Ведущая: Это дети с другим восприятием окружающего мира. Они требуют иного подхода к воспитанию и обучению. Часто такие дети бывают очень способными и талантливы . Просто они отличаются от большинства.
Стихи мамы («Преодоление)
Флешмоб под песню «Не молчи»!!! Отпускание красных и синих шариков в небо, как открытие фестиваля!!!
Ведущая: А в нашем фестивале хотят принять участие не только детишки и их родители, звери и птицы, но и всеми любимые сказочные герои!!!
Ведущий: Только забрели они к нам не просто так!!!!
Выход Пьеро!
Ведущий: Здравствуй, дорогой друг, Пьеро!!! Почему ты такой грустный??? Что же у тебя случилось???
Пьеро: Пропала Мальвина, невеста моя! Она убежала в чужие края! Рыдаю, не знаю, куда мне деваться! Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться!
Ведущая: Милый Пьеро!!! Не печалься, не грусти!!! Ты не один в этом мире, мы поможем тебе найти подругу твою!!!
Ведущий: Ребята!! А вы не встречали Мальвину???А поможем найти ее???
Выход Пеппи длинный чулок (верхом) !!!
Ведущая: Встречайте самую веселую и лучезарную девчонку на свете- Пеппи Длинный чулок!
Пеппи: Я Пеппи Длинный чулок!!! У меня есть дом, обезьянка и лошадь! Я делаю мир таким, как мне нравится!!! И приглашаю вас всех со мной!
(обращается к Пьеро)
А ты что грустишь, друг мой!!?? У вас тут, вроде, праздник, а ты слезы льешь?
Пьеро: Ищу я, Мальвину, невесту свою!
Пеппи: Невесту твою не видала я , но много друзей есть у меня и все вместе найлем твою подругу!
Ведущий: Ребята!!! Мы ведь тоже можем помочь! Пеппи!! Зови своих друзей!
Ведущая: А мы с ребятами в стороне не останемся, всем миром поможем нашему грустному другу!!!
Танец «Мы есть»
Ведущий: Пеппи, где же твои друзья!?? Наши ребята себя уже показали ,пора и вам помочь Пьеро!!
Пеппи: А сейчас я познакомлю вас с моим лучшим другом!
Ведущая: Пеппи, кто же твой лучший друг??
Пеппи: Вот же он!!!
Песня «Если мальчик конопат»
Выход Антошки
Антошка: Чего звала, Пеппи!?? Если шалить, да играть, это я завсегда готов!!!
Пеппи: Погоди шалить! Тут дело серьезное!
Ведущий: Видишь ли, Антошка! Наш друг Пьеро потерял свою невесту – Мальвину! И теперь грустит! Мы хотим ему помочь!!
Ведущая: Пьеро, а может Мальвина убежала от тебя потому что ты грустный и печальный мальчик! Ведь всем известно, что девочки дружат с веселыми и открытыми ребятами!
Пьеро: Наверное, так и есть, друзья!!!
Антошка: Понял вашу проблему!! Помогу Вам, научу Пьеро от души веселиться и забавиться!!!
Ведущий: Тогда для разминки объявляется танцевальный конкурс!! Готовы, ребята!??
Танцы с шарами
Для проведения этого конкурса нужны будут воздушные шарики – один на каждую пару участников, и конечно же музыка.
Из числа участников формируются пары. Каждой паре вручается воздушный шарик, который помещается между игроками. Как только зазвучит музыка, пары начинают танцевать, удерживая шарик животами. Те, кто не смог удержать шарик, выбывают из конкурса. Также выбывают и те, кто слишком сильно удерживал шарик и тот лопнул. Пара, которая дотронулась до шарика руками, также дисквалифицируется.
Побеждает пара, оставшаяся последней.
Ведущая: Вот мы и размялись, немного разогрелись!!! А к нам спешат ребята из клуба «Дзюдо-Тайм»
Выступление Дзюдо
Ведущий: А таланты наших ребят многогранны!! Они не только гибки и выносливы, но еще и очень музыкальны!!!
Ведущая: Встречаем Гордиенко Ивана!
Игра на флейте
Антошка: Друг мой печальный! (обращается к Пьеро) Я сегодня привел нам в помощь моих особенных друзей!
Ведущий: Встречаем учеников ККЦ «Атаман».
Вольтижировка
Ведущая: Пьеро, ты видишь, как наши ребятки стараются тебе помочь -веселят тебя! И поют и пляшут, а ты никак не улыбаешься!!! Сейчас будут невероятные чудеса гибкости!!
Выступление гимнастов.
Ведущий: Что-то вы застоялись , друзья!!! Как же мы развеселим Пьеро, если сами приуныли!!! А ну ка бодрей!!!
Ведущая: Кто у нас самый зажигательный танцор??? Становись в начало паровозика! А все остальные не стесняются и цепляются вагончиками!!!
Танец «Паровозик»
Ведущий: Ну что , мне кажется легкие проблески улыбки появляются на лице самого грустного в мире мальчика!! Значит , мы на правильном пути!
Ведущая: Пеппи! Есть еще козыри в твоем рукаве??
(Пеппи чешет затылок) А пока ты думаешь, нас пришли поддержать юные казачата! Встречаем казачья лезгинка!
Лезгинка (Мирон)
Ведущая: Пеппи, у наши ребят запал не закончился!!! Встречаем Емельянов И. сыграет для нас на баяне!!!!
Ведущий: Пеппи и Антошка слышал сюрприз вы приготовили, чтобы окончательно растопить печаль нашего Пьеро и вернуть его невесту!!!
Антошка: Все то вы знаете!!! Есть еще сюрпризы!!! Ради такого дела позвали мы тяжелую артиллерию!
(Пеппи вместе с байкерами выезжает на мотоцикле)
Выступление байкеров
Появление Мальвины. Пьеро счастлив.
Пьеро: Спасибо, Ребята!!! Ко мне никто никогда не был так добр как вы!!!
Ведущая: Все мы разные! Каждый особенен по-своему! Но мы вместе! И только принимая друг друга, понимая друг друга и дополняя друг друга мы действительно способны достичь огромных успехов!!!
Ведущий: Давайте дадим шанс особенным деткам найти место в наших сердцах и нашей жизни! Ведь преодолеть этот путь мы можем только ВМЕСТЕ!!! КОНЕЦ!!!